Unheilig.Ru
Unheilig

UNHEILIG: КЛУБ "ГОРОД", 2008.
впечатление представителя
DarkSide.ru
 

Текст: Ксения "Wolfin" Хорина.
Примечание: оригинал отчёта выложен здесь.

 

Посетив концерт Unheilig еще в прошлый приезд группы в Россию (хотя, слово “группа” здесь довольно условно, ведь фактически это one man band), я твердо решила, что обязательно должна увидеть все это еще раз. Наверное, я никогда не забуду, как тогда после длительных оваций и скандирования “Danke schon!” в конце выступления дер Граф – мастермайнд, фронтмен, или, по-русски, движущая сила Unheilig – просто … расплакался – сыграть такое невозможно, да и просто незачем. Unheilig относится к немногочисленному разряду групп, которые мало слышать, а надо обязательно видеть живьем, и лучше при этом стоять как можно ближе к сцене. Если тех же Assemblage 23 (тоже, кстати, проект одного человека – Тома Шира) можно без потери во впечатлениях слушать и сидя дома на диване – все равно на сцене Том ничего эдакого не показывает, то слушая Unheilig просто в плейере по дороге на работу, вы рискуете упустить просто-таки волшебную атмосферу, которую мастерски создает на своих концертах этот неподражаемый немец. Если есть музыканты, при упоминании которых мое лицо расплывается в улыбке, то это как раз тот случай. Первоначально концерт должен был состояться аж на 4 месяца раньше, 2 мая, но незадолго до концерта, как большинство, вероятно, знает, дер Граф попал в больницу, чем немало напугал своих поклонников. Многие шоу пришлось отменить, но питерский и московский концерты, к счастью, не отменили, а всего лишь перенесли, и 30 августа у клуба “Город” можно было наблюдать пусть и не толпу, но, во всяком случае, довольно большое скопление людей.

Последний субботний вечер лета не ограничивался только лишь выступлением Графа, также ожидалось аж целых три группы разогрева, или, как сейчас принято говорить, три группы поддержки – Шмели, Digimortal и Geval – к своему стыду, обо всех трех я слышала впервые. Если Digimortal и Geval еще как-то вписывались по названию в этот своеобразный индастриал-готик-рок-фестиваль, то название “Шмели” у меня ассоциировалось почему-то исключительно с фолком, и когда на сцену вышел паренек в белой рубашке, жилетке и с какой-то дудочкой, заткнутой за пояс, мое удивление лишь усилилось. Но уже первые аккорды развеяли мое недоумение – хоть фолковые элементы в музыке и присутствуют, фолком эту музыку назвать язык не повернется, я думаю, ни у кого. Но об этом чуть позже. Шмелей оказалось шестеро – вокалистка Леля, гитарист, басисит, клавишник, который также отвечал за дудочку, барабанщик и (чуть не сказала программист) человек, который отвечал за программинг. Пока музыканты настраивали инструменты на сцене, в зале велись разговоры из серии: “Ты знаешь, что это за Шмели? Их хоть слушать-то можно? – Не знаю, сейчас увидим”, что натолкнуло меня на мысль, что невеждой в данном вопросе оказалось не я одна. Последней на сцену поднялась вокалистка – высокая девушка, одетая во все черное, которая без пафоса и честно заявила: “Так уж повелось, что перед известными командами всегда есть разогревающие группы. Сегодня это будем мы – Шмели. Не волнуйтесь, мы быстро отыграем песен пять и уйдем, а вы пока можете попить пивка и пообщаться”. Такая честность подкупила сразу. Через пару мгновений на зрителей обрушилась стена тяжелого и, чего греха таить, грязного и плохо отстроенного звука – “визитная карточка” клуба “Город”. Да, до фолка, как я уже говорила, было далековато. Почему-то на ум сразу пришел Тиль Линдеманн и Rammstein (к слову, параллель с Rammstein выступлением Шмелей не ограничилась). Низкий голос вокалистки Лёли довольно хорошо сочетался с музыкой, хотя временами у меня возникало чувство, что без вокала было бы лучше. Как я уже говорила, со звуком в этот вечер была беда, и как Александр Шмелёв ни просил добавить звук на мониторах, техники почему-то ничего исправить не пытались, и музыкантам приходилось петь практически наугад. Под конец сета Александр даже не вытерпел и крикнул в сторону пульта: “Вы что – издеваетесь над нами, что ли?! Хорошо, будем петь наугад!” Из всего сета группы больше всего мне запомнилась песня “Реаниматор” – возможно, потому что она шла первым номером, а может, и просто из-за своей мощи, трудно сказать. Всего группа отыграла двадцать с небольшим минут и в 19:20 покинула сцену. Была и еще одна вещь, которая не могла не подкупать – мне показалось, что Лёля не пытается играть в серьезность и чопорность (это бы смотрелось комично), а наоборот, всякий раз она как бы немного посмеивалась над тем, что происходит, и, как мне показалось, нарочито утрировала все жесты и движения. В один прекрасный момент она до того “наутрировалась”, что упала на пол – уж не знаю, “по сценарию” или просто так. В целом, выступление Шмелей оставило после себя скорее позитивное, чем негативное впечатление, хотя ничего экстраординарного группа не продемонстрировала. После концерта я не поленилась и залезла Интернет, чтобы посмотреть историю коллектива. Оказывается, группа далеко не молодая и ведет свою историю аж с 1993 года. Именно тогда в украинском городе Ровно и основали ее Лёля (вокалистка) и Александр Шмелёвы. Странно, что за столько лет наши с ними пути пересеклись лишь сейчас.

Тем временем к выступлению готовилась вторая команда разогрева – Digimortal. Из всех трех команд, выступавших перед Графом, эта мне понравилась меньше всего. Какой-то невнятный вокал, очень средненькая музыка, кашеобразный звук (последнее – это уже не по вине группы, разумеется). Вот так даже сходу и не вспомню каких-то ярких или, по крайней мере, запоминающихся моментов в их выступлении. Вышли, выступили и ушли. Хотя, судя по реакции зала, их фанаты на концерте явно присутствовали – они, собственно, и устроили некое подобие слэма перед сценой. Сама группа была образована в 2004 году, и у нее на счету уже имеется один полноформатник и один EP, а недавно ребята закончили работу над новым диском, и на концерте 30-го августа группа обещала исполнить множество новых песен – сказано-сделано. Повторю, что мне их выступление понравилось меньше других, но это лишь мое субъективное мнение. Непродолжительное выступление Digimortal подошло к концу, и вскоре на сцене начали отстраиваться и пытаться наладить хоть мало-мальски вменяемый звук следующие участники – группа Geval.

Народ тем временем неспеша потягивал пиво, затаривался оставшимся мерчем – на концерте можно было приобрести футболки Unheilig, DVD группы и постеры – и, как водится, общался. Но третья группа не заставила себя долго ждать, и вот – на сцене Geval. Они показали самое лучше выступление, разумеется, после самого дер Графа. У вокалиста очень красивый, поставленный вокал. У него есть голос, и он, что немаловажно, умеет им владеть – не вымучивает каждое слово, а поет так, словно это не доставляет ему никакого труда. Это про вокал. Что же касается музыки, то тут снова впору вспомнить знаменитых немцев Rammstein. Да, действительно, группа представила на суд зрителей эдакий русский Rammstein – и при всем при этом мне в голову ни разу не пришло слово “плагиат” или “вторичность”. Тяжелые риффы вместе с русским вокалом очень гармонично сочетались и не давали никому в зале стоять на месте. Я думаю, что у ребят большое будущее – мне, во всяком случае, очень бы хотелось что-то от них услышать в ближайшее время. Выступление группа закончила около девяти часов, и весь разогрев, в общей сложности, играл 2 часа, что, как выяснилось позже, составляло меньше сета дер Графа.

Unheilig пришлось ждать дольше всех. Техники на сцену вышли почти сразу, а вот настройка затянулась – на часах было уже 20 минут десятого, когда на сцене, наконец-то, появился он – в черном костюме, белой рубашке, в галстуке и с его обычной обаятельной улыбкой на губах. Но тут же дер Граф скрылся в туче дыма, который тут же напустили (с ним в этот вечер вообще, переборщили, и особенно на выступлении Unheilig), и я не знаю, как он там, бедный дышал, но в первых рядах стоять было просто невозможно. Первой песней стала относительно спокойная “Eva” с моего любимого альбома “Das 2. Gebot”. Народу заметно прибавилось по сравнению с тем, что было на разогреве. Хотя, возможно, и не прибавилось, а просто все, кто до этого находился на задворках зала или за его пределами, подтянулись поближе к сцене. Так или иначе, но перед сценой образовалась довольно плотная толпа людей, и вклиниться между ними уже составляло определенную трудность. Но фэнов можно понять – всем хочется поближе рассмотреть то, что выделывает Граф на сцене. Порой, у меня создавалось впечатление, что он впадает в какой-то транс или пребывает в состоянии близком к этому – глаза, смотрящие сквозь пространство в никуда, хаотичные (но только на первый взгляд) движения руками и телом, хватание себя за голову, как при резком приступе мигрени… Но тем не менее, в рамках выступления все это не смотрелось странным или неуместным, а, напротив, все выглядело настолько гармонично, что хотелось хоть на какой-то миг стать частью всего происходящего.

В целом, публика собралась в этот день весьма позитивная (собственно, а почему бы и нет?), хотя, конечно, как говорится, в семье не без урода. Были они, к сожалению, и на этом концерте. В то время, как все отрывались в зале под, по-моему, “Auf zum Mond”, я, стоя сбоку у колонны с фотоаппаратом и пытаясь сквозь клубы дыма отловить дер Графа в одном из его пируэтов, видимо, как-то помешала какой-то даме в категории за 50 наслаждаться концертом. Тут же в спину последовали тычки пальцами, невразумительное фырчанье и обильное слюноотделение (да еще и какой-то молодец решил вступиться за эту самую мадам), после чего я решила, что лучше ретироваться, а то, не дай Бог, кого-нибудь из нас точно хватит удар, и, учитывая ее преклонный возраст, это буду явно не я. К счастью, это был единственный негативный и для меня откровенно неприятный момент за весь вечер.

За концерт Граф исполнил много моих любимых песен, хотя некоторые все же в сет-лист не попали. Например, очень огорчило отсутствие таких песен, как “Gib Mir Mehr”, “Moderne Zeiten”, “ Ich Will Alles”, “Lass uns Liebe machen”… Но всего сыграть невозможно, поэтому приходилось довольствоваться тем, что было, а было, откровенно говоря, не много. Сет-лист Графа составил всего около часа, из моих любимцев прозвучали “Sage Ja” (кстати, на эту песню снят довольно забавный клип), “Spielzeugmann” и, разумеется, “Machine”, которая по обыкновению закрывала основной сет. Само собой, все ждали продолжительного биса, но Граф сыграл всего одну песню – “Freiheit”, после чего как-то быстро простился и убежал со сцены – группа опаздывала на поезд в Питер, где на следующий день они должны были выступать. Уже уходя домой, стоя у гардероба, я встретила взмыленного и (чуть не сказала “растрепанного”) торопящегося куда-то дер Графа в сопровождении не то менеджера, не то кого-то из техников. Как я потом узнала после концерта, Граф планировал играть больше (хоть и не намного), но то ли из-за чуть съехавшего расписания, то ли из-за долгой отстройки инструментов сет-лист пришлось еще немного “кастрировать”, то есть лишить достоинств, коими могли бы стать те же самые “Gib Mir Mehr” и “Moderne Zeiten” – а почему бы и нет? Но, как известно, история не имеет сослагательного наклонения, а этот концерт уже таковой стал.

Подведем итоги. На мой взгляд, давать три разогревающие группы было не самым удачным решением. Одной группы хватило бы, как говорится, за глаза и за уши, а у дер Графа бы была возможность отыграть не час, а полтора-два. Единственным плюсом столь долгого разогрева был тот факт, что пока играли три группы, дер Граф был в полном распоряжении своих фэнов – фотографировался, давал автографы, общался. Звуком можно было наслаждаться только из отдельных точек в зале, найти которые мне, к сожалению, не удалось, хотя, судя по заверениям присутствующих, они все же были. Искренне порадовала охрана клуба, которая была на редкость деликатна, если не сказать любезна. Не знаю, как остальные, а я уже начинаю ждать следующего концерта Unheilig.